Протезирование зубов: что можно выбрать пациенту?
— Доктор, восстановите мой зуб как было.
— Как было не могу! мы не умеем плохо работать.
(Из подслушанного)Итак, прошел положенный срок. 3 недели прошли как один день, и шальная мысль: а может обойдется? — уже не раз вас посетила, предательски уместившись в глубинах подсознания. Выньте ее оттуда и поделитесь с врачом. Мы тоже люди и постоянно нуждаемся в притоке свежих мыслей. Только вот несвежая она, эта мысль. Стара — как мир. Стара — как сам процесс потери зубов и ребер со времен Адама и Евы. По статистике, аж 30% людей в случае одиночного удаления зубов напрочь забывают о необходимости восстановления потери, мотивируя это нежеланием «обтачивать» соседние зубы. Физиологи с помощью специальных проб установили, что при потере одного зуба индивидуум отнюдь не теряет способности адекватно пережевывать пищу. На этом можно было ставить точку, если бы не одно «но»…
Природа не терпит пустоты, и очень часто соседствующие с дефектом зубы наклоняются в сторону дефекта в бесплодной попытке его закрыть. Или еще того хуже, зуб-антагонист с противоположной челюсти начинает выдвигаться в сторону дефекта, образуя так называемый «окклюзионный замок», мешающий нормальному жеванию и резко повышающий жевательную нагрузку в описываемой области.
Челюсти теряют привычное соотношение, развивается деформация прикуса. Это называется феноменом Попова-Годона. Это фамилии разных людей (в отличие от Станиславского — Немировича-Данченко), впервые описавших данный процесс. Не у всех и не сразу это развивается, но когда подобное происходит, то приятного в этом мало. Иногда при удалении, скажем, большого коренного зуба сдвиги зубов в сторону дефекта приводят к появлению щели между передними зубами. И тогда страдает улыбка.
С необходимостью протезирования, кажется, разобрались. Теперь о необходимости «обточки» соседних зубов. Если соседние зубы давным-давно подверглись кариозным атакам, давно лишены нерва и сами по себе нуждаются в покрытии коронками, то выбор конструкции понятен и даже очевиден. Тогда имеет смысл прибегнуть к старому как мир методу восстановления зубов — изготовлению традиционного мостовидного пртеза. Это первый вариант.
Вторым же методом является непонятно почему редко выполняемый метод восстановления мостовидной конструкцией с опорой на вкладки. Метод прост и ясен как день. Если соседние зубы имеют кариозные полости, и эти полости прилегают к дефекту, то, удалив кариес, мы получаем хорошо отпрепарированное ложе для так называемой вкладки, на которой и крепится искусственная коронка, восстанавливающая удаленный зуб. Вот как это выглядит:
Третьим методом восстановления удаленного зуба является имплантация. Метод позволяет полностью игнорировать состояние соседних зубов, но находится в полной и тотальной зависимости от степени заживления костной ткани на месте, где хирург оставил следы пребывания своих щипцов. То бишь имплантат -это винт, который вводится в костную ткань, где и остается на ближайшие полгода или 3 месяца в зависимости от того, в какой из челюстей винт по «забывчивости» оставляется хирургом.
После истечения срока в винт, введенный в костную ткань, вводится второй винт, к которому крепится зуб.
Это, конечно, после того, как хирург на контрольном снимке видит, что «имплант прижился», то бишь «остеоинтегрировался», как грамотно говорим мы, дантисты. А «приживается» имплантат в 94% случаев, если, конечно, водружен на свое место с любовью к пациенту и благодарностью к Бранемарку — отцу данного метода. Скажите на милость, а что делать тем 6%, которым не так сильно повезло как остальным 94%? А ничего, извлечь руками хирурга винт и получить деньги обратно, если, конечно, клиника, где это делалось, согласна на возврат. Если, конечно, администрация клиники справедливо считает, что рисковать должен не пациент, а клиника, что оплачивать надо результат, а не старания хирурга. Надо ли отмечать, что именно это и является нашим экономическим кредо. Вы платите за результат и только. В принципе, можно и не платить, если вам не важен результат. Но это не наша шутка и даже не цитата из армейского юмора, а сам Жванецкий.
А вот четвертый метод — это просто чудо ортодонтической мысли. Если вслед за удаленным зубом есть еще зуб, то фокусник-ортодонт с помощью хитрой тяги может перетащить последний зуб на место удаленного.
Правда, на это нужно как минимум год времени и желание носить на зубах приклеенные металлические скобочки. Особо тяжко, когда скобки носят супруги. Каждый ортодонт может вспомнить случай, когда приходилось выезжать к супругам домой, чтобы открепить их друг от друга после приятных минут интимной близости.
При протезировании вам должны предложить не один метод протезирования, а обширный спектр методик. Вышеперечисленное лишь немногое из того, что можно предложить пациенту.«
- lsomuel
- Протезирование