Адгезивное шинирование подвижных зубов

И.К.Луцкая, Н.В. Новак
Белорусская медицинская академия последипломного образования, г.Минск, Республика Беларусь


Появление на рынке стоматологических услуг композиционных материалов, армирующих лент, оригинальных методик изготовления высокоэстетичных конструкций повлекло за собой развитие терапевтических способов иммобилизации подвижных зубов, что является обязательной процедурой в комплексном лечении заболеваний периодонта. Использование фотополимеризующихся композитов и укрепляющих волокон обеспечило широкое внедрение адгезивного шинирования.
Моделирование адгезивных конструкций прямым способом осуществляется непосредственно в полости рта. Непрямой способ изготовления шины производится на моделях в лабораторных условиях. Экстракоронковое шинирование не требует препарирования твердых тканей зуба (абразивными инструментами удаляется беспризменный слой эмали, поверхность протравливается кислотой). Интракоронковое шинирование предполагает препарирование твёрдых тканей зуба (формируются углубления, в которые укладывается арматура).

Приводим клинический случай адгезивного шинирования подвижных зубов фронтального участка нижней челюсти.

В клинику обратилась пациентка с жалобами на подвижность зубов.
Объективно: Подвижные резцы нижней челюсти. Расширенные межзубные промежутки.

Подвижные резцы нижней челюсти. Расширенные межзубные промежутки.


Перед шинированием производится избирательное пришлифовывание супраконтактов в статической и динамической окклюзии.
На язычной поверхности зубов, включённых в шину, формируется борозда алмазным шаровидным бором с диаметром не менее 2 мм. (При необходимости проводится обезболивание.) Борозду препарируют, отступив от режущего края зуба 1,5 мм. Замыкают шинирующую конструкцию неподвижные клыки. Осуществляется препарирование стертого режущего края зубов и проксимальных поверхностей зубов, заключающееся в сошлифовывании острых выступов и беспризменного слоя эмали.

Для измерения отрезка ленты необходимой длины в области будущей шины накладывают узкую полоску фольги на зубы, поддерживая их в нужной позиции. Используя 
инструмент, вдавливают ленту фольги в межзубные промежутки так, чтобы она плотно прилегала к зубам, повторяя их контуры. Отрезают полоску фольги необходимого размера,
а затем подготавливают Ribbond такой же длины, как получилась полоска фольги.
Зубы очищают пастой без фтора Klint (VOCO). Все отпрепарированные участки протравливают гелем, промывают водой.
Затем на поверхность обработанной эмали наносят тонкий слой текучего композита.

  Выполнение работы:

Кислотное протравливание препарированных поверхностей

 Кислотное протравливание препарированных поверхностей



Границы отпрепарированной бороздки

Границы отпрепарированной бороздки



Адгезив-бондом увлажняют Ribbond не отверждая его. Ribbond через композитный слой прижимают так, чтобы он касался зубов. Используя инструмент, продавливают шинирующую ленту в расширенные межзубные промежутки, повторяя контуры зубов и сразу полимеризуют, последовательно продвигаясь от одного зуба к другому.
 Шину полимеризуют с двух сторон (язычной и вестибулярной), каждый зуб по 30-40 секунд.
Адаптация шинирующей ленты в межзубные промежутки

Адаптация шинирующей ленты в межзубные промежутки


После адаптации шины ее закрывают тонким слоем гибридного композита и отверждают светом галогеновой лампы. Стертые режущие края и тремы зубов закрывают также гибридным фотополимером заранее подобранных оттенков.
Адаптированная шина

 Адаптированная шина



Вид шины с вестибулярной поверхности

Вид шины с вестибулярной поверхности



После изготовления шинирующей конструкции ее полируют в соответствии с требованиями к обработке поверхности композита и еще раз проверяют суперконтакты. При наличии последних проводят избирательное пришлифовывание зубов. Затем все свободные поверхности зубов, включенных в конструкцию, покрываются фторлаком, которым обрабатываются также режущие края центральных резцов.

            Готовая конструкция.

 Готовая конструкция